19 сент. 2010 г.

Чтобы шопинг был в удовольствие

Продавцы постоянно изучают закономерности купли-продажи товаров. Вооруженные знаниями о человеческих слабостях и привычках они водят нас по магазинам как крысолов из известной сказки. Французские психиатры Жан Адес и Мишель Лежуайо выделили несколько наиболее распространенных типов покупательского поведения. О них полезно знать и самим покупателям, чтобы противостоять навязываемому шопингу.


Перво-наперво стоит узнать, к какому типу покупательского поведения относитесь вы. Определив свой тип или способ совершения покупок можно понять, как получать удовольствие от шопинга с наименьшим ущербом для кошелька.
Прагматик
В покупках прагматики ценят практичность и полезность. Такие люди не ломают голову над подарком: раз Новый год, значит – зима, холодно, отлично подойдет теплый свитер, летом – что-нибудь для дачи. Не любят долго ходить по магазинам – к чему это, если везде примерно одно и то же. Удобства ради могут купить все подарки в одном магазинчике – банные тапочки для мужа, шампунь для мамы, веселые мочалки детям. Для них шопинг это способ показать и себе и другим, что деньги у них есть. Прагматики покупают расчетливо, не вовлекая эмоции. Главное – практичность, чтобы это была «нужная вещь».
Однако прагматики могут попасться в ловушку «нужности», под влиянием рекламы или уговоров умелых продавцов, и купить очередную машинку для стрижки волос в носу или приспособление для варки яиц – вещи, «совершенно незаменимые в хозяйстве». «Скупым рыцарям», одному из подвидов прагматиков, бывает очень сложно сделать выбор между удобным и экономичным. Мучительные переживания возникают из-за разницы в несколько рублей.  
Рекомендации прагматикам:
· Можно уменьшить возбуждение, пообещав себе вернуться в магазин позже, через несколько дней. Обычно уже на следующий день непреодолимое желание пропадает бесследно.
· Не покупать сразу. Дайте себе время на обдумывание, подождите хотя бы несколько дней. Взвесьте все за и против – действительно ли это такая незаменимая вещь?
· Приобретите или пролистайте книжку по мерчендайзингу или розничным продажам: зная уловки продавцов вы реже будете попадать в их сети, и тогда гарантированно получите удовольствие от того, что покупаете то, что нужно вам.
· Расслабьтесь, попробуйте взглянуть на ситуацию со стороны, пошутить. Если сделать выбор все равно не удается, – возможно, это не ваш день. Попробуйте в другой раз.
Охотник за сокровищами
Это тип неутомимых первооткрывателей и игроков. Охотник за сокровищами сравнивает, пробует, знает ответы на сакраментальные «где, что и когда». У него можно узнать самую свежую информацию – новые коллекции, распродажи. Как любой из нас, охотник любит помечтать, но не теряет головы – для него важен расчет. Может долго сидеть в засаде, дожидаясь снижения цены. Покупает, если чувствует совпадение своих желаний и финансовых возможностей. Таким образом он может позволить себе жить чуть выше своих финансовых возможностей. Покупая подарок, охотник получает двойное удовольствие – от «удачного выстрела» и от того, что может доставить приятное кому-то еще.
Рекомендация охотникам за сокровищами:
Бороться не надо, получайте удовольствие!
Если Прагматика и Охотника за сокровищами можно отнести к постоянным типам покупательского поведения, то два следующих типа – варианты спонтанного, импульсивного способа совершения покупок:
«Подарок» самому себе
Случается, что при виде какой-то вещи или предмета на вас словно наваждение находит: ЭТО НАДО СРОЧНО КУПИТЬ! Размер, цвет и модель не имеет никакого значения. Вы покупаете даже не примерив, с дрожащими руками, боясь, что в любой момент могут отнять. Чувство возбуждения, сильная тревога не оставляют места малейшим возражениям. Хотя покупка совершается, по существу, насильно, непосредственно в этот момент люди испытывают ощущение счастья, полного удовлетворения. Обычно этому предшествуют какие-то неприятные события, к примеру, увольнение, болезненное унижение.
«Само-подарок» можно считать бессознательным способом утешения, самоподдержки, защиты или символическим посланием о том, чего вам не хватает, чтобы достичь своей цели.
Иногда он так и остается вашим талисманом, а иногда – неприятным напоминанием о потраченной сумме, об унижении, которое хочется спрятать подальше и забыть.
Рекомендации:
· Можно уменьшить возбуждение, пообещав себе вернуться в магазин позже, через несколько дней. Обычно уже на следующий день непреодолимое желание пропадает бесследно.
· Некоторые товары можно вернуть в течение определенного времени после покупки.
Покупка-лекарство, покупка-антидепрессант
Самый распространенный вариант излишнего увлечения покупками и своеобразный антидепрессант, который имеет полное право на существование. У вас плохое настроение, что-то не получается, а в любимом магазине тревожные мысли и обиды исчезают, как по волшебству. Вещи, предметы обихода получают дополнительный смысл: здесь вы – хозяин, имеете право выбора, купить-не купить, а продавцы могут только уговаривают вас. Позаботьтесь только о том, чтобы в шкафу нашлось достаточно места для полной коллекции кашемировых свитеров, трех размеров и 7 цветов, а на обувные полки поместились все зимние сапоги и ботильоны. Дополнительное удовольствие от чувства «я не хуже других» и иллюзии о полном контроле за происходящим.
Бороться надо, если вы становитесь явным шопоголиком: появляется зависимость от подобного способа снятия тревоги, увеличивается время, проведенное в магазинах, а количество потраченных денег превышает ваши финансовые возможности.
Рекомендации:
· Кроме шопинга используйте и другие способы снятия тревоги – релаксация, вкусная еда, музыка, кино, чтение и другие приятные занятия.
· Планируйте какую сумму вы можете безболезненно потратить и сколько времени вы можете уделить шопингу.
· Не берите кредитную карточку – только наличные, и не больше оговоренной выше суммы.
· Подруга рядом или «звонок другу» помогут вам вовремя выйти из магазина.
· Выясните и проработайте причину вашей тревоги, депрессии. Не получается самостоятельно? – обратитесь к специалисту. Возможно, это обойдется дешевле по сравнению с невротическими набегами на магазины.

Фатеева Анна, для InHa.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...