27 окт. 2010 г.

Ученье - свет, а неученье - старческий маразм


Чем дольше вы учитесь, тем лучше вооружены в борьбе с деменцией, говорится в отчете, опубликованном в журнале Brain. Эти результаты подтверждают серию исследований, проведенных в течение последних 10 лет, которые показали, что длительный период обучения снижает риск деменции, которую определяют как снижение интеллектуальных функций, таких как память, ориентация в пространстве, арифметические способности, язык, внимание и рефлексия.

Согласно коммюнике, распространенному университетом, «каждый дополнительный год обучения» снижает риск деменции на 11%.

В англо-финском исследовании были проанализированы мозговые нарушения у 832 умерших пожилых людей, которые несколькими годами ранее участвовали в исследовании, посвященном проблемам старения. У ученых оказалось множество данных об их уровне образования, социокультурном уровне, состоянии здоровья, а также о возможных нарушениях памяти или диагнозов деменции, накопленных к тому моменту, когда их мозг оказался в руках ученых.

Каким бы ни был уровень образования, гистологические нарушения, характерные для болезни Альцгеймера, были одинаковыми.  У людей с высоким уровнем образования органическая картина нарушений была такой же, как и у всех. Но, однако, большая часть из них не страдали от болезни Альцгеймера при жизни. А люди с такими же органическими поражениями мозга, но меньшее время проведшие за школьной скамьей, были больны.

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в мире насчитывается более 29 миллионов людей, страдающих деменцией (старческим слабоумием). ВОЗ предупреждает, что «старение населения неизбежно приведет к увеличению случаев деменции. Риск возникновения патологии возрастает у людей старше 60 лет. При этом возможности профилактики и лечения на сегодняшний день довольно ограничены.» Распространенность деменции удваивается каждые 5-7 лет после достижения возраста 60-65 лет и в популяции 90-летних затрагивает практически 50% людей.

Как считает Ханна Киг (Hannah Keage), соавтор исследования, «образование полученное в начале жизни помогает людям дольше сопротивляться многочисленным изменениям в мозге, прежде чем проявятся симптомы деменции». Возможно, обучение позволяет запасать «когнитивные навыки», способные противостоять разрушающим эффектам мозговых нарушений, ответственных за возникновения болезни.

В другом исследовании, проведенном французским профессором Жан-Франсуа Дартигом (Jean-François Dartigues) были сделаны сходные заключения: «Уровень образования дает очень важные резервные способности, в частности, через развитие сети нейронных связей и рост нейронов», - объясняет ученый.

Что важно, речь не идет об интеллектуальной деятельности в течение жизни, а лишь об уровне образования, запасе прочности для мозга, собранном заранее - за 25 лет. Одно лишь школьное образование задерживает проявления болезни Альцгеймера на 7-10 лет, считает профессор Дартиг. Профессия, по его мнению, играет меньшую роль.»

В качестве примера можно привести еще одно недавнее исследование: группа колумбийских партизан решили, несмотря на свой почтенный возраст, научиться читать. Сканирование мозга до и после обучения показало, что и такая, относительно  несложная деятельность увеличила  размеры серого вещества мозга.

По материалам: Le Figaro
Подготовила Фатеева Анна, для InHa.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...