Товарное изобилие, появление гипермаркетов и супермоллов, доступные кредиты активно поощряют такой относительно новый для нашей страны способ досуга, как шопинг. Но почему простое на первый взгляд действие – выбор и покупка товаров, так привлекает, вызывая в нас целую гамму эмоций? Стоит контролировать их, чтобы вы не превратились в шопоголика, человека с болезненной зависимостью от процесса покупок.
Легкое возбуждение
Первый «звонок» к тому, что в вас зарождается шопоголик, – это легкое возбуждение в преддверии похода по магазинам. Оно постепенно нарастает в процессе шопинга. Изучение активности головного мозга покупателей показало, что в процессе хождения по магазинам повышается активность эмоциональных отделов мозга, активность отделов, ответственных за логику, наоборот, снижается. Что особенно важно для нас, покупателей, – так это то, что возбуждение и связанное с ним чувство удовольствия появляется ДО покупки, так сказать, в предвкушении ее, или в процессе выбора и сравнения. Хотя в это время наши способности трезво мыслить и сравнивать снижены, не стоит забывать об этом.
Дискомфорт
Это чувство появляется тогда, когда мы принимаем решение покупать или не покупать товар. Еще более усиливается оно перед кассой. В этот момент в нас борются две силы – одна из них жаждет продлить получаемое удовольствие и купить выбранный нами шедевр, а другой банально жалко отдавать деньги. От результата их борьбы зависит наше решение. Как выяснили ученые, неприятные ощущения снижаются, если покупатель оплачивает покупки кредитной картой, а не наличными.
Правда ли, что шопинг – исключительно женское пристрастие?
Мужчины также подвержены этой напасти, но в меньшей степени. Анкетирование, проведенное американскими учеными, дало следующие результаты: примерно 80% страдающих составляют женщины, типичный возраст 30-40 лет, с высшим образованием, часто это представительницы творческих профессий. Но доля мужчин-шопоголиков постепенно увеличивается. В связи с тем, что в глазах общественности шопинг считается женской слабостью, они вынуждены скрывать свое увлечение, да и сами объекты страсти у них специфичны. Женщины покупают в основном предметы, связанные с внешним видом: одежду, обувь, бижутерию, косметику, предметы домашнего обихода. Для мужчин типичен иной список: престижные и подчеркивающие статус вещи, музыка, компьютерные аксессуары, «электронные штучки», инструменты. Вместе они могут встретиться, выбирая новый мобильный телефон, в книжном магазине или у стойки с видеофильмами.
Зависимость
Страсть
Для настоящего шопоголика характерно повторяющееся и непреодолимое желание совершить множество покупок. Он чувствует нарастающее беспокойство, разрядить которое можно лишь шопингом. На хождение по магазинам тратится гораздо больше времени, чем запланировано. В процессе покупок напряжение проходит, человек испытывает чувство удовольствия и облегчения. В этом случае шопинг становится не способом развеяться или снять напряжение, а мучительной потребностью, которую можно сравнить с алкоголизмом или наркоманией. При этом сам человек обычно отрицает свою зависимость, что сильно затрудняет лечение.
Часто аддикция (зависимость) к покупкам сочетается с другими психологическими проблемами – низкой самооценкой, депрессией, алкоголизмом, пищевыми зависимостями (анорексия, булимия). Для избавления от этой зависимости психиатры рекомендуют поведенческую терапию или участие в программах Анонимных Должников...
Анонимные Должники
Группы поддержки для тех, кто понял, что находится в зависимости от навязчивого желания потратить деньги, получили название «Анонимные должники». Организованы они по аналогии с группами Анонимных Алкоголиков. Участие в таких группах добровольно и бесплатно, на регулярных встречах Анонимные Должники обсуждают свои действия, делятся опытом. Обычно им рекомендуют вести учет расходов, анализировать свои траты. Первые группы появились в США в 1976 году, позднее движение распространилось по Европе.
В нашей стране подобных групп пока не существует, хотя в Интернете есть сайты, посвященные этой проблеме.
Фатеева Анна, для InHa.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий