В чем разница между успешным фильмом и халтурой? Несомненно, важны сценарий, актеры, спецэффекты, но есть, оказывается, и еще более тонкие нюансы. Чтобы понять рецепт успешного фильма, Джеймс Куттинг, когнитивный психолог Корнельского университета, проанализировал несколько десятков фильмов, вышедших между 1935 и 2005 годами. Вместе со своими коллегами, он сравнил длительность каждой сцены в 150 фильмах, относящихся к 5 жанрам: экшн, приключения, анимация, комедия и драма.
Еще в 90-х годах прошлого века в Техасском университете производились эксперименты, в которых измеряли характеристики человеческого внимания. Как известно, оно неоднородно, человек не в состоянии быть внимательным ежесекундно. Ученые обнаружили, что если изобразить колебания внимания в виде волн, а затем подвергнуть их определенным математическим преобразованиям (преобразования Фурье), то получатся волны, у которых с увеличением частоты уменьшается спектральная плотность. Спектр таких волн, их еще называют «розовым шумом», описывается формулой 1/f. Подобные колебания обнаруживают во многих естественных процессах - ритме человеческого сердцебиения, музыке, экономике, и т.д.
Первый фильм был снят одной камерой и представлял собой непрерывное действие, без монтажных склеек. Но вскоре выяснилось, что это не самый динамичный вариант, и от него отказались. Операторы стали снимать фильмы с разных точек и несколькими камерами. Самым первым кинозрителям было трудно ориентироваться в неожиданных изменениях на экране, поэтому перед каждой новой сценой на экране появлялись титры с пояснениями. Со временем титры пропали, а длительность сцен от склейки до склейки постоянно уменьшалась. Джеймс Куттинг и его коллеги выяснили, что за последние 60 лет средняя длительность сцены в фильме сократилась с 13 секунд (в 1945 году) до 4 секунд (в 1985 и 2005 годах).
Измерив длительность каждой сцены фильма, Джеймс Куттинг обнаружил, что с той или иной степенью приближения, они могут быть описаны все той же формулой, 1/f. Причем оказалось, что более поздние фильмы соответствуют ей лучше – и значит, лучше соответствуют естественному циклу человеческого внимания. Для зрителя это означает более комфортный просмотр, а для режиссеров и прокатчиков – кассовый успех фильма.
Исследователи полагают, что пока режиссеры делают это бессознательно, просто ориентируясь на успешные проекты и имитируя их. Так, постепенно, кинематограф эволюционирует к естественным характеристикам внимания.
Джеймс Куттинг обнаружил, что жанр фильма также влияет на близость к параметрам «розового шума». Ближе всего к ним находятся фильмы в жанре экшн, затем следуют приключенческие ленты, анимационные, комедии и наконец, мелодрамы. Но как отмечают авторы исследования опубликованного в Psychological Science, в каждом жанре существуют фильмы практически идеально соответствующие этой модели. Это, например, картина «Идеальный шторм» (The Perfect Storm), вышедшая на экраны в 2000 году, «Ярость жизни» (La fureur de vivre), снятая в 1955 году или «39 ступеней» Хичкока, который был снят в 1935 году.
По материалам: NewScientist.com
Подготовила Фатеева Анна, для InHa.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий