27 окт. 2010 г.

О пользе сиесты


Дневной сон не только восстанавливает силы, но и улучшает память – к такому выводу пришли недавно американские ученые. Во время ежегодной конференции Американской ассоциации по продвижению науки (AAAS) были продемонстрированы результаты двух исследований, которые показали важность сиесты для младенцев и для взрослых.

В эксперименте для взрослых, который проводил Мэтью Уолкер, профессор психологии Университета Калифорнии (Беркли), участвовали 39 добровольцев. В течение нескольких дней каждое утро, они получали порцию книжной информации, которую необходимо было запомнить. В 12 часов все участники эксперимента выполняли тест на проверку изученного утром материала. В это время статистически значимых различий между результатами двух групп испытуемых не было. Затем, в 14 часов, часть добровольцев устраивались на 1,5 часовую сиесту, а другая половина испытуемых занималась своими делами. Следующий тест ученые проводили в 18 часов. Новая серия заданий также проверяла усвоенные утром знания.

На этот раз результаты двух групп испытуемых различались. Группа «неспящих» в вечерних тестах ухудшила свои показатели, тогда как группа «любителей сиесты» не только превзошла конкурентов, но и улучшила свои дневные показатели.

Результаты этого эксперимента подтверждают более раннюю гипотезу, согласно которой сон необходим, чтобы очистить кратковременную память и освободить место для новой информации. В 2007 году Мэтью Уолкер и его коллеги установили, что в течение дня фактическая информация временно хранится в гиппокампе, а затем отправляется в префронтальный кортекс - область мозга, которая имеет большие резервы для хранения информации. Этот перенос происходит во время сна, если точнее, во время парадоксальной его фазы, характеризующейся быстрыми движениями глаз.

В другом исследовании, проведенном Ребеккой Гомес, Ричардом Бутзин и Линн Надел из психологического факультета Аризонского университета в Туксоне, изучалось влияние дневного сна на обучаемость младенцев. В этом эксперименте участвовало 48 малышей в возрасте 15 месяцев. Они слушали определенные последовательности из трех слов, составленных на искусственном языке. Прослушав несколько раз эти слова в определенном порядке, 15-месячный ребенок уже способен запомнить ее и сообразить, что если фраза начинается определенным словом, то и заканчивается она на то слово, которым заканчивалась экспериментальная фраза.

После небольшой тренировки малыши возвращались к своему обычному распорядку дня, а затем, спустя несколько часов, снова появлялись в лаборатории, где им давали прослушивать как уже выученные фразы, так и другие, новые. Во время этих прослушиваний исследователи на короткий срок включали лампу и наблюдали за лицом ребенка. Они обнаружили, что когда ребенок узнавал слышанную ранее фразу и фокусировал на ней свое внимание, то его взгляд на источник света был более долгим.

Отточив это средство контроля запоминаемости фразы, ученые обратились к изучению влияния сна. Между двумя визитами в лабораторию одни дети спали, другие нет. Как оказалось, кратковременный сон после фазы обучения не улучшает количественных показателей памяти, но делает детей более умными. Услышав новую фразу, которая чем-то напоминала уже слышанную, малыши, которые спали после урока, узнавали ее как похожую. Исследователи полагают, что после сна дети способны лучше обобщать полученные знания.
Результаты этих исследований показывают, как много мы еще не знаем о влиянии сна. И еще раз демонстрируют важность следования естественным ритмам, в данном случае – сна и бодрствования.

По материалам Futura-Sciences, TF1
Подготовила Фатеева Анна, для InHa.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...