22 окт. 2010 г.

Гневайтесь на здоровье!


Нам кажется, что отрицательные эмоции — гнев, злоба, раздражительность только отравляют нашу жизнь. На самом деле это специфическая обратная связь нашего организма, которая помогает лучше приспособиться к изменчивым условиям жизни.

Польза отрицательных эмоций примерна такая же как от боли — с одной стороны больно, а с другой, если не чувствовать боли (а такие случаи бывают!), то человек может незаметно для себя и руку сломать, и серьезно пораниться.

Отрицательные эмоции показывают, что какие-то жизненно важные потребности не удовлетворены. Это могут быть потребности в любви, уважении, в стремление хорошо выглядеть или быть успешным в работе. Приятные чувства, наоборот, показывают, что основные потребности удовлетворены, что все в порядке.
Люди, которые боятся выражать свой гнев, обычно объясняют это тем, что в гневе могут «выйти из себя» и разнести все в клочья. Но на самом деле гнев не может быть причиной агрессии, напрямую они не связаны друг с другом. Только у агрессивных от природы людей гнев может стать «пусковым крючком» к агрессии.

Гнев – яркая реакция на препятствие, и его энергией можно научиться управлять с пользой для себя, не причиняя вреда окружающим.

На пике эмоций физические возможности человека усиливаются в несколько раз, можно и гору свернуть, и через стену, если надо, перепрыгнуть. А обдумыванием лучше заняться в более спокойном состоянии. Ведь  интеллект у разгневанного человека практически не работает.
Чувства раздражения и злобы во многом похожи на гнев, но выражены не так ярко. Они тоже показывают, что организм чем-то неудовлетворен, а на интеллект и силу влияют гораздо меньше.

Что происходит с невыраженным гневом?
Как любая эмоция, гнев и злоба обладают мощной энергией. И здесь возможны два варианта – либо вы умеет управлять и преобразовывать ее энергию в позитивное русло, либо энергия овладевает вами и тогда гнев действительно становится неуправляемым. Попытки прятать гнев, не показывать его, неконструктивны — чувства накапливаются, и эта бомба замедленного действия может взорваться в любой момент.
Неотреагированный гнев может привести к различным психосоматическим болезням, таким как язва желудка или сердечно-сосудистые заболевания.

Другой способ неправильно распорядиться энергией гнева — направить его не по назначению. Не на начальника, который оскорбил вас, а на секретаршу или подчиненного; не на мужа, к которому накопилась масса претензий, а на ребенка. Такой способ разрядки гнева принесет вам лишь временное облегчение, а другим – максимум неприятных переживаний. Научитесь понимать настоящую причину вашего гнева, раздражения. Только тогда вы сможете предпринять что-то для исправления ситуации, или, если от вас ничего не зависит, начинайте смиряться с неизбежностью происходящего.

Первый этап управления гневом (что делать в ту же минуту):
· Научитесь распознавать симптомы гнева, то есть того, что с вами происходит в эти моменты на телесном уровне — задержка дыхания, покраснение и т.д. Это нужно, чтобы своевременно начать принимать срочные меры. Но не прятать гнев, так как это может привести к более угрожающим последствиям
· Попробуйте реагировать не так сильно. Как и любая другая очень сильная эмоция, гнев мешает ясному мышлению, а оно вам непременно понадобится, чтобы найти выход из трудной ситуации, преодолеть возникшее препятствие. Представьте «Что бы я подумал, если бы кто-нибудь попал в такую же ситуацию?» или «А может эта ситуация не настолько ужасна как я думаю?»
· Попробуйте подумать о чем-нибудь приятном, например, об отдыхе. Это может помочь в неприятной, раздражающей ситуации, особенно если вы ничего не можете сделать, чтобы избежать ее.  Например, в пробке.
· Найдите причину вашего гнева.
Если чьи-то слова или действия так сильно обидели вас, лучше напрямую сказать об этом обидчику. Чтобы это не выглядело агрессивно по отношению к нему, начинайте фразу следующим образом: «Я чувствую… когда вы делаете… » или «Мне не нравится когда вы говорите…», а дальше перечисляйте конкретные слова или действия партнера, обидевшие вас, старайтесь не употреблять слов-ярлыков, которые могут оскорбить его. Даже если на вашего собеседника это не подействует, вы себя будете чувствовать гораздо лучше. Добавьте, что, как вы считаете нужно делать партнеру в следующий раз, чтобы вы чувствовали себя нормально: «Я бы хотел, чтобы вы делали (говорили) …»
· Внимательно слушайте собеседника, не прерывайте его. Убедитесь, что вы его правильно поняли, дайте возможность объяснить свою позицию.


Второй этап управления гневом (что делать позже):
Успокоительное упражнение «Позитивные точки»:
Сядьте поудобнее, закройте глаза
Кончиками пальцев обеих рук дотроньтесь до двух областей на пересечении линий, идущих вверх от центра глаз, и линии вдоль середины лба. Держите пальцы, не отрывая от лба, и через некоторое время вы почувствуете в них пульсацию
Не отрывая пальцы, представьте ситуацию, которая вас так сильно беспокоит: в таком положении они обычно уже не кажутся такими тяжелыми и непреодолимыми.
Попробуйте найти решение этой проблемы.
Упражнение выполняйте до тех пор, пока вы не почувствуете, что уже достаточно.
· Следуйте примеру других людей, которые ведут себя спокойно. Если гнев вызван ситуациями, которые находятся вне вашего контроля, к примеру, неожиданная поломка машины. Посмотрите, как другие справляются с аналогичными ситуациями.
· Не обвиняйте себя, если причиной гнева стала ваша собственная ошибка. Постарайтесь извлечь из нее полезный урок и не повторять в дальнейшем.
· Можно снизить напряжение физическими нагрузками. Гуляйте, играйте в футбол, или займитесь уборкой дома.
· Необходимо уменьшить уровень стресса.
Попробуйте различные техники расслабления, медитации, сделайте что-нибудь приятное.
· Попробуйте рассмеяться. Умение увидеть смешное может выручить даже в самый тяжелый момент.
· Поговорите с кем-нибудь, кому вы доверяете, о беспокоящих вас проблемах. Он может увидеть в них то, чего сами вы раньше не замечали, так как были слишком сильно вовлечены в них.

Фатеева Анна, для InHa.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...