Психодрама – не фильм ужасов, а психотерапевтический метод, в котором терапия происходит в процессе постановки и разыгрывания сцен из реальной или воображаемой жизни клиента. Корень «драма» происходит от греческого «действие», а «психо» означает «душа». В психодраматической реальности возможно все, например, узнать, как относились к тебе родители, когда ты был еще в проекте, поговорить со своим ангелом-хранителем или задать вопросы себе самому, в будущем, каким ты станешь через 10 лет.
А можно попробовать вести себя так, как в обычной жизни не решался – выяснить отношения с трудным начальником или, вернувшись в детство, показать, наконец, язык той противной воспитательнице из детского сада.
Психодрама появилась в 20-х годах прошлого века, после того, как ее основоположник, Якоб Леви Морено решил внести жизнь и игру в психотерапию. Поэтому и сейчас вместо бесед и разговоров психодраматист скорее попросит вас показать, где и как это происходило.
Разогрев
В своем классическом варианте психодрама является групповым методом, и для терапевтической работы необходимо участие нескольких человек, играющих вспомогательные роли или зрителей. Но и без группы, в индивидуальной терапии психодрама также применяется. В этом случае вместо вспомогательных участников используются подручные средства – игрушки, подушки и т.д.
В своем классическом варианте психодрама является групповым методом, и для терапевтической работы необходимо участие нескольких человек, играющих вспомогательные роли или зрителей. Но и без группы, в индивидуальной терапии психодрама также применяется. В этом случае вместо вспомогательных участников используются подручные средства – игрушки, подушки и т.д.
Работа в психодраматической группе начинается с разогрева, специально подобранных упражнений, заданий, которые помогают участникам познакомиться друг с другом, настроиться на определенную тему. Затем выбирают протагониста. Участники группы, которые хотели бы, чтобы их случай был проработан, предлагают свои кандидатуры. Окончательный выбор делается социометрически (социометрия, метод измерения межличностных отношений в группе, также разработан Я.Л. Морено). Решив для себя, какая из выдвинутых тем будет полезна и интересна именно ему, каждый участник «голосует», став рядом с будущим протагонистом.
Первоначально Морено использовал психодраму для коррекции межличностных отношений. Постепенно границы ее применения расширились, это и внутриличностные конфликты и даже конфликты между странами. Существует легенда, что во время холодной войны Морено предлагал провести встречу между лидерами США и СССР, Хрущевым и Эйзенхауэром. Его идея состояла в том, что после обмена ролями лидеры двух стран могли бы найти точки соприкосновения и договориться друг с другом.
Действие
Дальше действие развивается по драматургическим правилам. Завязка – запрос клиента, с чем он хочет работать и что он хочет получить в результате этой работы. Терапевт-психодраматист является режиссером действия. Вместе с клиентом (в психодраме – протагонистом) они решают, какая сцена является значимой, с нее начинается действие. Например, у протагониста, который жалуется на плохие отношения в семье, это может быть сцена конфликта с женой. В пространстве зала, где проходит терапевтическая сессия, протагонист показывает, где будет находиться комната, в которой произошла его ссора. Вот здесь – стена, здесь дверь, а с этой стороны стоит шкаф и телевизор. Роли участников ссоры играют вспомогательные «я», выбранные клиентом из числа других участников терапевтической группы. Он показывает вспомогательным «я», как все происходило, по очереди озвучивая реплики ссорящихся. Этот прием называется «обмен ролями», и он очень полезен, так как, говоря от имени другого, человек вживается в его образ, лучше понимает его действия и мотивы.
Дальше действие развивается по драматургическим правилам. Завязка – запрос клиента, с чем он хочет работать и что он хочет получить в результате этой работы. Терапевт-психодраматист является режиссером действия. Вместе с клиентом (в психодраме – протагонистом) они решают, какая сцена является значимой, с нее начинается действие. Например, у протагониста, который жалуется на плохие отношения в семье, это может быть сцена конфликта с женой. В пространстве зала, где проходит терапевтическая сессия, протагонист показывает, где будет находиться комната, в которой произошла его ссора. Вот здесь – стена, здесь дверь, а с этой стороны стоит шкаф и телевизор. Роли участников ссоры играют вспомогательные «я», выбранные клиентом из числа других участников терапевтической группы. Он показывает вспомогательным «я», как все происходило, по очереди озвучивая реплики ссорящихся. Этот прием называется «обмен ролями», и он очень полезен, так как, говоря от имени другого, человек вживается в его образ, лучше понимает его действия и мотивы.
Отдельными ролями могут стать не только люди, но и внутренние части человека (чувство страха или внутренний цензор), или неодушевленные предметы (стол, дверь). Важную информацию несут не только слова персонажей, но и их мимика, мельчайшие оттенки интонации. По ним можно понять, как человек на самом деле относится к происходящему, увидеть истинные причины ссоры. При этом необязательно дословно воспроизводить ссору, далеко не все получается вспомнить, но общий рисунок, типичные фразы может показать практически каждый. Во время проигрывания клиент воссоздает, воспроизводит не только события или фантазии, но и свои эмоциональные переживания. Результаты работы могут стать настоящим откровением. До этого клиент чувствовал, что что-то не так, но где, в чем именно – непонятно. А здесь бывает, обнаруживается, что за упреками «Почему у нас никогда не бывает хлеба» скрывается «Ты живешь так, словно тебе нет до нас никакого дела». Что клиент будет делать дальше? Это зависит от его желания, он может только исследовать причину конфликтов, а может, захочет научиться, как сделать отношения с женой более теплыми.
Шеринг
Во время заключительного этапа сессии — шеринга, участники драмы и зрители обмениваются чувствами, которые вызвало у них происходящее, выражают свои переживания, рассказывают, что поняли они о себе во время драмы. Эмоциональный отклик важен для всех участников, это продолжение психотерапевтической работы. Протагонист во время драмы раскрывается и теперь ему очень важно понять, что он не одинок в своих переживаниях, что у других тоже есть подобный опыт, ощутить поддержку группы. Но, в то же время, он особенно раним, поэтому категорически запрещено давать любые оценки или советы.
Во время заключительного этапа сессии — шеринга, участники драмы и зрители обмениваются чувствами, которые вызвало у них происходящее, выражают свои переживания, рассказывают, что поняли они о себе во время драмы. Эмоциональный отклик важен для всех участников, это продолжение психотерапевтической работы. Протагонист во время драмы раскрывается и теперь ему очень важно понять, что он не одинок в своих переживаниях, что у других тоже есть подобный опыт, ощутить поддержку группы. Но, в то же время, он особенно раним, поэтому категорически запрещено давать любые оценки или советы.
Решая психотерапевтические задачи, психодрама развивает у своих участников следующие навыки:
- Улучшается самопонимание. Познакомившись со своим внутренним миром и его персонажами, узнав их типичные реакции, начинаешь лучше понимать себя и свои цели.
- Улучшается понимание других людей. Участвуя в обмене ролей или просто наблюдая, как это делают другие участники, мы видим, что есть нечто общее, что объединяет людей, общие мысли, страхи, желания.
- Развивает естественность, гибкость, креативность (спонтанность, говоря психодраматическим языком).
- Появляется навыки и опыт решения сложных проблем.
- Повышается самооценка. К этому ведет обстановка доверия и принятия в психодраматической группе, улучшение самопонимания и понимания других людей.
Интересно?
Читайте еще:
Все о психодраме
Статья в Википедии
О психодраме в книге К.Рудестама «Групповая психотерапия»
Сайт ежегодной психодраматической конференции, где можно познакомиться с методом и психодраматистами
Все о психодраме
Статья в Википедии
О психодраме в книге К.Рудестама «Групповая психотерапия»
Сайт ежегодной психодраматической конференции, где можно познакомиться с методом и психодраматистами
Фатеева Анна, для InHa.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий