Портреты, написанные знаменитым голландцем еще в начале 17-го века способны управлять зрительским вниманием. Такой эффект возникает благодаря умелому чередованию на картинах зон с расплывчатым и детализированным изображением. Понять, в чем секрет притягательности картин Рембрандта удалось лишь сейчас, с помощью современных приборов, способных следить за направлением взгляда человека и программного обеспечения для создания изображений.
Стив Ди Паола и его коллеги из университета Саймона Фразера и университета Британской Колумбии изучили, каким образом перемещается взгляд наблюдателя, рассматривающего картину Рембрандта.Отчет о проделанном исследовании опубликован в журнале Leonardo.
Участок с максимальной остротой зрения в человеческом глазу – так называемое желтое пятно. Остальной частью зрительного поля мы видим мир довольно расплывчато, но этого не замечаем. Происходит это потому, что наш глаз находится в постоянном движении, перескакивая с одной точки на другую. Вместе с глазом постоянно перемещается и желтое пятно, область четкого зрения. Классические эксперименты в области фиксации движения глаз показали, что траектория движения глаз проходит по наиболее значимым точкам предмета – его контурам, для человеческих лиц к ним добавляются еще глаза и нос. Получается, что естественная картина, видимая глазом - это четкая деталь на фоне расплывчатого окружения. Нечто подобное мы видим и в творческой манере Рембрандта, для которой характерно сочетание мягких расплывчатых контуров, почти лишенных деталей и небольших участков с четкими прорисованными деталями.
Для эксперимента из нескольких фотографий-портретов были созданы портреты в стиле Рембрандта, имитирующие его палитру, технику живописи и прочие детали. Затем на некоторых «картинах» дополнительно была создана зона с четким детализированным изображением – глаз, контуров лица или шеи. Полученные химеры смешали с картинами других художников, старых мастеров и наших современников, а также с первоначальными фотографиями.
Испытуемые просматривали по 30 изображений и оценивали «художественную ценность» картины по первому впечатлению. На каждую картину отводилось по 5 секунд. С помощью специального оборудования ученые регистрировали у испытуемых время фиксации взгляда, количество точек фиксации и скорость перемещения от одной точки к другой.
Оказалось, что изображения, обработанные в стиле Рембрандта, благодаря меньшей детализации по сравнению с другими картинами, требовали от наблюдателей меньшего количества фиксаций глаз. Их взгляд быстрее направлялся к наиболее значимым зонам лица, передающим настроение и черты характера, таким как глаза, рот, и дольше задерживался на этих участках.
Картины Рембрандта, новаторские для своего времени, продолжают привлекать к себе внимание. На рисунке показано движение взгляда при рассматривании автопортрета художника. Мягкие контуры фигуры не позволяют глазу задержать на них свое внимание и направляют взгляд к центральному, по мнению художника, месту – глазам.
«Переход от резких к расплывчатым контурам, известный в живописи как прием «потерянных и найденных контуров» шаг за шагом, словно повествование, ведет глаз зрителя по портрету. Голландский мастер до сих пор служит экскурсоводом для каждого зрителя», говорит Стив Ди Паола.
Законы восприятия, которые лежат в основе этого приема не были известны в середине 17-го века, и находка художника была интуитивной. Открытие ученых поможет искусствоведам точнее определить причину популярности картин старого мастера.
Рембрандт, исследование взгляда наблюдателей, источник: http://ivizlab.sfu.ca |
Подготовила Фатеева Анна, для InHa.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий